Тридцать лет хождения по кругу: политика США в отношении России - Московский Центр Карнеги - Фонд Карнеги за Международный Мир. Gen. Milley must go for subverting of civilian control of the military

Liberal 'reforms' turned Rikers Island into a violent hell

Реальная угроза безопасности США со стороны России помимо ядерной сферы в основном невоенная. Москва применяет несимметричные методы истарается использовать мелкие разногласия США и их союзников, а также внутренние слабости других стран. Но она будет избегать бессрочных, дорогостоящих обязательств по перестройке государств и улучшению системы правления в странах со слабым политическим строем. Было бы ошибкой винить Россию в этих проблемах. Кремль использует их в своих интересах, но не создает их. Возвращение России на мировую арену после периода упадка не удивляет ипредставляет не бóльшую угрозу для США, чем глобальные амбиции СССР.

Можно ли предположить, что отношения между двумя странами развивались бы иначе, если бы СШАв своих целях, средствах их достижения и риторикепроявили большую реалистичность, сдержанность и понимание уникальных особенностей России, а также движущих сил российской политики? Вопрос не риторический он связан с центральным местом, которое занимает продвижение демократии во внешней политике и Демократической, и Республиканской партии США, а также срезким неприятием этой политики российскими гражданами самых разных политических взглядов.

Эти убеждения смесь корыстных интересов Америки с ее идеалами пронизывали не только общий внешнеполитический курс целого ряда администраций, но и политику США вотношении России в частности. Они подкреплялись американским чувством исключительности, диктовавшим, что только под руководством Соединенных Штатов можно поддерживать, укреплять, расширять и защищать тот либеральный миропорядок, который ими и был создан после Второй мировой войны. Более того, после распада Советского Союза в 1991году у Америки воднополярном мире не осталось соперников, которые могли бы оспорить ее первенство и помешать в реализации амбиций по сохранению этого миропорядка.

Российско-американское сотрудничество также укрепило бы усилия по борьбе с транснациональными угрозами от террористических движений до преступных организаций и торговли запрещенными товарами. Аналогичным образом урегулирование затяжных региональных конфликтов, например на Корейском полуострове, в Афганистане, Сирии и Украине, возможно только при условии сотрудничества России и США иготовности обеих стран к переговорам. Наконец, США и России будет необходимо выработать практические решения, чтобы не допустить эскалации конфликтов вкиберпространстве и космосе, а также выстроить политику в отношении нарастающего влияния Китая.

Тем же, кто не верил вперспективу такого преобразования России, расширение НАТО представлялось еще более целесообразным: Европе нужна была защита от России, представлявшей потенциальную угрозу, все более реальную по мере того, как происходило восстановление российской экономики, усиление авторитарных тенденций в российской внутренней политике и геополитических амбиций Москвы34. В 2007году Путин лично вынес НАТО грозное предупреждение, чтобы остановить его расширение, однако западная аудитория по большей части сочла его риторику отголоском эпохи холодной войны35.

Инапротив, российско-американские отношения, в большей степени основанные на сотрудничестве, могли бы способствовать устранению угроз национальной безопасности и процветанию США, угроз, которые США не может устранить водиночку. Предотвращение дальнейшего распространения ядерного оружия, включая проблему надежного контроля над ядерными и другими компонентами оружия массового поражения, потребует не только более тесного сотрудничества России и США, но и хотя бы частичного сохранения системы контроля над вооружениями и режима инспекций.

Неядерные силы России обеспечивают ей военное преимущество над ближайшими соседями (за исключением Китая), однако российские возможности по применению силы на далеком расстоянии за пределами этих регионов ограничены. Возможно, Россия могла бы одержать быструю, решительную победу в короткой, компактной войне с НАТО у своих границ, где у нее существенное географическое преимущество. Но Кремль не может быть уверен в своей возможности сдержать эскалацию такого конфликта, а продолжительная война сНАТО, невзирая на многочисленные недостатки альянса, имела бы для России разрушительные последствия.

Украинская политика и экономика страдают от повсеместной коррупции, которую не удается побороть ни гражданскому обществу, ни журналистам, ни внешним игрокам, угрожающим прекратить оказание помощи. По данным ВМФ, в 2018году Украина была беднейшей страной Европы. В Индексе восприятия коррупции, составляемом неправительственной организацией Transparency International,среди европейских государств Украина уступает только России88. Олигархическая система пока не разрушена89. Ее устойчивость стала всем очевидна в ходе выборов президента Украины в апреле 2019года. Список ведущих кандидатов был полон знакомых лиц.

  • Примеры работ
    • Рефераты
    • Отчеты по практике
    • Эссе
    • Курсовые
    • Дипломные работы
    • Магистерские диссертации
    • Решаем задачи
    • Бесплатные материалы
    • Блог

    Сотрудничество с Россией может содействовать целям США в области ядерного нераспространения. Цели и интересы Америки и России в сфере нераспространения зачастую существенно расходятся, но в ряде случаев, например в случае ядерной сделки с Ираном в 2015году Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), российское участие может пойти на пользу США. В 2008году НАТО пообещало принять в свои ряды Украину и Грузию и этим перешло незримый рубеж, проложенный Путиным по границе бывшего Союза37.

    Но дух этот оказался недолговечным. Отношения стран вскоре омрачились ввиду протеста России против вторжения США в Ирак в марте 2003года и американской критики в адрес Путина, отступающего от принципов демократии иправ человека17. Источником разногласий стала, во-первых, американская поддержка цветных революций в Грузии (2003), Украине (2004) и Киргизии (2005), когда российские власти заподозрили Америку в попытке взять Россию вкольцо и минимизировать ее влияние на соседние страны,а во-вторых, протест России против вступления Грузии и Украины в НАТО, вылившийся в российско-грузинскую войну 2008года.

    Например, более сдержанная реакция США на репрессии и нарушения прав человека в России натолкнулась бы на резкую критику со стороны организаций, защищающих демократию и права человека в США и за рубежом, атакже на возражения конгресса, что привело бы к введению еще более суровых санкций против России. Предположим, в попытке снизить напряженность вдоль линии соприкосновения НАТО и России США обеспечили бы для России бóльшую прозрачность развертываний своих вооруженных сил и их перемещений на европейском театре военных действий.

    Во-первых, США не могут поддерживать собственную безопасность, процветание и образ жизни без создания всемирной среды, благоприятной для их либеральных норм, ценностей и институтов. Во-вторых, мир, состоящий из либеральных демократий со свободным рынком, был бы более процветающим, безопасным и мирным пространством. И в-третьих, члены этого возглавляемого США миропорядка были бы надежными и сговорчивыми союзниками, не воевали бы друг с другом ине проводили бы агрессивную внешнюю политику.

    Стремительное ухудшение положения внутри страны и ее унизительное самоустранение с мировой арены вызвали у многих россиян ностальгию по советским временам. Наследие Российской империи воспринималось ими как фундамент для дальнейшего развития страны. Коротко говоря, былое величие России результат имперских завоеваний и стало краеугольным камнем ее новой внешней политики55. Развал российско-американских отношений в конце президентства Джорджа Буша младшего стал предпосылкой их улучшения при Бараке Обаме.

    Масштабные военные реформы, крупные вложения и программа перевооружения существенно повысили российскую военную мощь в плане неядерных сил, но она составляет лишь часть мощи СССР в годы его военного расцвета. Затраты России на оборону и ее доля в ВВП скорее сопоставимы с показателями Франции иВеликобритании, чем Соединенных Штатов. Кроме того, российские вооруженные силы отличает ряд слабостей, в том числе проблема поддержания качества и постоянства личного состава, нехватка ресурсов разведки, а у НАТО есть преимущество по боевым самолетам на Балтике (см. рис. 2-4).

    Аналогично Армения и Казахстан активно участвуют в Партнерстве во имя мира программе НАТО по повышению доверия и созданию рабочих взаимоотношений между членами НАТО и государствами вне альянса, особенно бывшими советскими республиками64. В обоих случаях формат отношений позволяет странам сохранять равновесие между своим взаимодействием сальянсом и требованиями России. Ни в одном из этих случаев речи о членстве вНАТО, сколь угодно отдаленном, даже не идет.

    Как многие заявления декларативного характера, эти российские условия представляют собой крайность. Политики в Кремле, скорее всего, осознают, что их полное соблюдение невозможно. Однако некоторые из них не подлежат обсуждению, включая прекращение расширения НАТО на восток иневмешательство во внутренние дела России. Усилия, приложенные Кремлем квыполнению этих пожеланий, свидетельствуют о том, что компромиссы по ключевым требованиям российской национальной безопасности невозможны.

    Это было сделано, чтобы не дать Трампу снять санкции, если тот захочет добиться улучшения отношений сРоссией без одобрения конгресса20. Противостояние укреплению связей США иРоссии со стороны конгресса усилилось после саммита Трампа и Путина вХельсинки в июле 2018года, когда Трамп открыто поставил под сомнение выводы американской разведки по поводу российского вмешательства в выборы 2016-го21. Отношения России и США вновь упали ниже плинтуса, а ряд обозревателей охарактеризовали их как новую холодную или даже теплую войну22. Скачкообразная траектория российско-американских отношений объясняется многими факторами.

    Каковы перспективы российско-американских отношений?

    Американское руководство фактически рассматривало НАТО как единственный законный и жизнеспособный орган управления европейской безопасностью, а расширение как единственно разумную политику во всем регионе38. Ответом Путина стала российско-грузинская война 2008года: рубеж вокруг всей бывшей территории Союза вновь стал осязаем, экспансия НАТО на восток остановилось, а безопасность в Европе и отношения между Россией иНАТО достигли поворотной точки39. В 2014году присоединение Крыма инеобъявленная война России против Украины ознаменовали конец эпохи, пришедшей на смену холодной войне, и появление в Европе нового водораздела по линии Восток Запад.

    Ведь дальнейшее ухудшение казалось просто невозможным. В самом деле, избрание Дмитрия Медведева на пост президента в 2008году, казалось, предоставило руководству США возможность начать отношения с чистого листа, установив их сновым президентом в Кремле, на первый взгляд, более прогрессивным инастроенным на реформы. Начатая Обамой и его российским коллегой перезагрузка породила обширную повестку дня не только для укрепления дипломатических отношений, но и для партнерства в сфере модернизации: США стремились поддержать инициативу Медведева по экономическим иполитическим реформам в России19.

    Им также следует сделать это вЛивии95. Хотя администрация Трампа не любит многостороннее сотрудничество, Вашингтону следует вырабатывать специализированные стратегии, чтобы действовать заодно с союзниками, партнерами, соседними государствами и региональными организациями или их руками. Так они смогут адекватно отразить попытки России навредить ключевым интересам США иЗапада. Способ и сроки принятия многосторонних ответных мер на внешнеполитическую деятельность России следует устанавливать в каждом случае индивидуально.

    35См. :Владимир Путин. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности / Президент России, 10 февраля 2007г. // ; Louis Chabonneau, Putin Says U. S. Wants to Dominate World, Reuters, February 10, 2007// 71См. :Россия и Запад / Левада-Центр, 29ноября2016г. // ; Враги России / Левада-Центр, 10января2018г. // ; Levada-Center and Chicago Council on Global Affairs About Russian-American Relations, Levada Center, April 11, 2016// 43Россия остается основным экспортным рынком Грузии и Украины, крупнейшим импортером для Украины и вторым по объему для Грузии. Россия остается крупнейшим источником денежных переводов в обе страны. См. : Georgia, Massachusetts Institute of Technology Observatory of Economic Complexity, 3A-GeorgiaE28099s-largest-source-of-remittances.

    Трения начались в 2011году, когда на Ближнем Востоке разразилась арабская весна. Особенно не по вкусу российскому руководству пришлись свержение режима в Ливии при активном участии США и поддержка Вашингтоном противников президента Башара Асада в Сирии. Когда в 2012году Владимир Путин вернулся на пост президента, резкая смена внутриполитического курса нанесла очередной удар и без того неустойчивым отношениям.

    Россия же рассматривает своих соседей как сферу привилегированных интересов, стремится к максимальной интеграции экономики, торговли и энергетической политики бывших советских республик вроссийскую экономику и берет на себя обеспечение их безопасности. Руководству США необходимо признать, что во многих постсоветских странах внутренние препятствия (а не влияние России) замедляют или останавливают их переход к демократии и свободному рынку. Ослабление российского влияния не обязательно приведет к прогрессу в достижении целей США в регионе.

    Ни одна из стран бывшего соцблока, вступивших в НАТО после холодной войны, не имела столь сильных связей сРоссией, как Украина и Грузия. Страны Центральной Европы ранее входили всостав Австро-Венгерской империи. Польша вернула себе независимость после Первой мировой и затем враждовала с Советским Союзом, пока ее не поделили между собой Иосиф Сталин и Адольф Гитлер. Прибалтийские государства долгое время были частью Российской империи, но их связи с немецким миром оставались сильнее. В 1939году, после двух десятилетий независимости, их насильно присоединили к Советскому Союзу, и Россию они рассматривали как оккупанта.

    Это вызвало бы уамериканских союзников и партнеров по НАТО, особенно государств на восточном фланге альянса, опасение, что Вашингтон и Москва заключают сделку у них за спиной81. Иными словами, более продуктивная и устойчивая политика США в отношении России также потребовала бы более тонкой политической стратегии и вложений политического капитала, которого у будущей администрации США может и не быть или эти вложения сочтут непропорциональными задаче.

    Россия протестовала против расширения альянса еще тогда, когда вопрос только был поднят, в начале 1990-х33. Кремль настаивал, что экспансия НАТО на восток угрожает безопасности России, а центральная роль альянса в системе европейской безопасности исключает из нее Россию как нечлена. Однако российских возражений оказалось недостаточно для того, чтобы сдержать рост организации. Большинство западных политиков и наблюдателей воспринимали эти протесты как пережитки советской идеологии, от которых Россия сама откажется, когда перейдет к свободному рынку и либеральной демократии.

    Как писали Джордж Буш старший и бывший советник по национальной безопасности Брент Скоукрофт, Соединенные Штаты достигли пика своей власти и получили редчайшую возможность изменить весь мир <> на благо не только США, но всех стран52. С тех пор не прекращаются американские попытки изменить мир в соответствии с этими притязаниями. Однако восстановление России и особенно подъем гораздо более сильного и уверенного в себе Китая привели к изменению глобальной расстановки сил. В сегодняшнем усложнившемся, конкурентном и полном трений миреплан направить мир по траектории, намеченной США, сталкивается с гораздо большими трудностями, чем тридцать лет назад.

    Ее ограниченное военное присутствие в Сирии, создание зон преграждения доступа/ блокирования в определенных местах, а также периодические удары с малых ракетных кораблей Каспийской флотилии наводят на мысль, что Россия не ставит своей целью стать региональным гегемоном ей нужно лишь не позволить США занять эту позицию. Желаемая конечная цель США в регионе ясна: соседи России, имеющие либеральные демократические правительства; свободные рынки; максимальная интеграция в западную структуру безопасности и экономические институты; независимость во внешней политике.

    На самом же деле целью при этом было укрепление главенства России среди ее соседей. Политические деятели, связанные с Кремлем, оказывали поддержку ксенофобским, популистским и националистическим движениям, направленным на подрыв демократии в странах Европы23. Этот подход упускал из виду различные факторы, которые могли показаться США несущественными на фоне праздничного настроения (с налетом самовосхваления), вызванного окончанием холодной войны. Советская империя распалась, и казалось, что Россия твердо намерена открыть новую страницу вистории.

    В годы президентства Билла Клинтона, Джорджа Буша младшего и Барака Обамы политика администрации в отношении России развивалась по знакомому сценарию. Администрация нового президента приходит в Белый дом с чувством глубокой неудовлетворенности состоянием российско-американских отношений. Обещая их улучшить, администрация проводит работу по переоценке курса ивырабатывает новый подход перезагрузку отношений с Россией с целью развития партнерства. Курс на партнерство кажется перспективным, но постепенно возникают препятствия, в итоге перерастающие в полномасштабный кризис. К концу президентского срока отношения опускаются до самой низкой отметки со времен холодной войны.

    Это отношение сохранялось все годы советской оккупации, достигло пика в конце 1980-х и способствовало развалу СССР. На сегодня обе партии в Вашингтоне едины во мнении, что всю ответственность за развал российско-американских отношений несет Россия. Вот лишь часть ее грехов: агрессия против Грузии и Украины, аннексия части украинской территории, вмешательство в американские выборы 2016года и выборы вдемократических государствах союзниках США в Европе, нарушение условий Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, поддержка режима Башара Асада в Сирии и Николаса Мадуро в Венесуэле, а также убийства или покушения на убийство россиян, покинувших страну.

    В настоящее время политический климат российско-американских отношений, возможно, слишком токсичен, чтобы инициировать этот процесс по их улучшению, пока Путин находится у власти, а может быть, и после того, как он покинет сцену. Российская политическая система и особенности ее внешнеполитической доктрины прочно укоренены в той или иной форме они сохранятся и после президентства Путина, а изменения если и будут, то незначительные. Следовательно, США следует основывать свой подход к России не на предположениях о том, как могут развиваться события после 2024года, а на понимании места России в мире.

    Среди них первый послереволюционный президент, миллиардер и бизнесмен Петр Порошенко; экс-премьер-министр Юлия Тимошенко бывшая газовая принцесса, отсидевшая срок в тюрьме по политическим обвинениям при режиме Януковича; и бывший министр энергетики из правительства Януковича Юрий Бойко90. Едва ли удивительно, что избиратели отдали предпочтение Владимиру Зеленскому новичку в политике без опыта работы в правительстве. По сути, жители Украины проголосовали против старой гвардии.

    Среди них сложные отношения России с Западом, которые министр иностранных дел Сергей Лавров охарактеризовал как осознание себя частью Европы, но со своей цивилизацией и ценностями, стремление кстратегической глубине и желание добиться признания Западом закономерных, с точки зрения Кремля, требований безопасности России65. Все эти предпосылки российской политики безопасности привели к трениям между Россией и Западом. Вкратце, география России, особенно отсутствие естественных преград, обусловила агрессивное поведение страны в отношении соседей итерриториальную экспансию с целью укрепления безопасности.

    Хотя двойственная цель альянса и коллективная оборона, и средство продвижения демократии стала крупным камнем преткновения в российско-американских отношениях, предупреждение Путина в итоге было оставлено без внимания36. Был ли шанс избежать такого исхода? Безусловно, расширение НАТО пошло на пользу многим странам Центральной и Восточной Европы, поскольку обеспечило необходимую структуру региональной безопасности, отсутствовавшую после холодной войны. Оно сыграло также важную роль в закреплении демократических преобразований в странах бывшего соцблока. Но универсальных решений не бывает.

    Россия в представлении США

    Liberal 'reforms' turned Rikers Island into a violent hell

    Так, российское вмешательство в Сирии, поддержка режима Мадуро, расширение присутствия и рост активности в Африке к югу от Сахары вызывают опасения, но не являются такими нарушениями. В конце концов, Москва считает, что в Сирии и Венесуэле защищает свои законные интересы иобеспечивает безопасность подконтрольных государств. В связи с этим конгрессу следует больше внимания уделять мнению европейских союзников США при оценке полезности санкций и времени их применения.

    Критически важную роль в формировании траектории каждой страны играют политическая культура, а также культура в целом, история, география, экономические связи. Связи между Грузией, Украиной и Россией как и упорные возражения Москвы против вхождения бывших советских республик в НАТО мало что значили для администрации Буша-младшего и для самого президента, который, по некоторым сведениям, выступал за членство для обеих стран, невзирая на серьезные колебания многих союзников40.

    Несмотря на распространенное убеждение, что Россия реализует новую, смелую ирискованную мировую стратегию, ее действия вне Европы также говорят об осторожном подходе к обязательствам, которые могут повысить риск эскалации или вовлечения в крупный конфликт. Развертывание сил в Сирии началось, только когда был исключен риск военного столкновения с США. Россия вела сирийскую кампанию с воздуха, с больших высот, вне доступа посредственных комплексов ПВО оппозиции, а присутствие войск на местах было ограниченным.

    В годы так называемого тандема (Медведев на посту президента, Путин в должности премьер-министра) отношения двух стран стали теплее и удалось подписать СНВ-III новый договор по сокращению стратегических вооружений. Стремление заполучить статус великой державы и кремлевская психология осадного положения иначе говоря, желание создать буферную зону исоображения физической безопасности и внутренней стабильности идут рука об руку с экономическими интересами Кремля. Так, в российском понимании Украина и Белоруссия критически важны для безопасности России не только как преграда на пути потенциального западного врага, но и как территории, необходимые для экспорта углеводородов в Европу.

    В глазах Москвы чудовищный урон, нанесенный распадом Советского Союза, требовал компенсации, и внешняя политика России с тех пор во многом определяется этой целью56. Украина, ее правительство после 2014года, народ и активисты гражданского общества добились выдающихся успехов. Состязательные выборы стали нормой. Правительство провело ряд критически важных экономических, административных, политических и военных реформ, и впереди еще несколько. Эти достижения еще значительнее в контексте войны, которую Украина ведет споддерживаемыми Россией сепаратистами на востоке страны. Впрочем, старая олигархическая система тоже не собирается сдавать позиции.

    Более того, расходы на военную промышленность и инвестиции в нее часто сопряжены спревышением стоимости и срывом сроков (даже по такой ключевой технике, как танк Армата) и зависят от колебаний цен на нефть. В самом деле, российские предприятия ОПК все больше полагаются на западные технологии, а сектор инноваций в оборонной промышленности с трудом привлекает кадры, необходимые для успешной конкуренции с западными соперниками74.

    Хотя расширение НАТО поставило перед альянсом трудновыполнимую задачу по защите всех своих членов, новая география противостояния Россия НАТО сделала и Россию гораздо уязвимее75. Врезультате в Европе, где угроза военного столкновения НАТО иРоссии выше, чем в любом другом регионе, Кремль занял позицию, цель которой использовать слабости НАТО в своих интересах, одновременно избегая угрозы военного столкновения с более сильным противником76.

    Все это получило широкую огласку и в дополнительном анализе не нуждается. Сами по себе эти изменения не гарантируют фундаментального изменения российско-американских отношений: для этого Кремлю также необходимо существенно изменить свой внешнеполитический курс. Однако со стороны США не имеет смысла придерживаться одного и того же курса и надеяться на другой результат.

    В 2014году российско-американские отношения вновь упали до самого низкого уровня со времен холодной войны: на революцию в Украине, которая была положительно встречена США, Россия отреагировала присоединением Крыма и поддержкой сепаратистского восстания на востоке Украины. В самой России крах в отношениях с США сопровождался еще большими нападками на ослабленные демократические институты и гражданское общество. В США враждебность по отношению к России из-за ее агрессии против Украины подпитывалась новостями о российском вмешательстве в президентские выборы 2016года. Пообещав в 2008году членство Грузии и Украине, США перевели НАТО через незримый, но отчетливый рубеж.

    Для США цикл российской агрессии, за которой следует введение санкций и общее охлаждение взаимоотношений в духе холодной войны, влечет за собой относительно малые последствия в плане экономики и безопасности. Но европейские страны по отношению к России находятся в другом положении. Все более односторонний подход к санкциям, характеризующий американскую политику в годы президентства Трампа, добавит лишь новых проблем вотношения Америки, и без того напряженные, с ближайшими союзниками, особенно с Германией важнейшим государством Европы.

    В годы президентства Путина экспорт нефти и газа сохраняет важнейшее значение для экономического возрождения страны. В среднем с 2000года он составляет 60 от объема всего экспорта, а с 2006-го приносит иногда до 50 поступлений в бюджет59. Кроме того, экспорт углеводородов необходим для поддержания внутриполитической стабильности после неспокойных 1990-х и как аргумент в переговорах с другими странами. Для Кремля сохранение доступа на прибыльный европейский рынок вопрос национальной безопасности, что объясняет его политику в отношении Украины и создание двух обходных маршрутов через Прибалтику и Черное море.

    Усилия Медведева по модернизации и реформированию российской экономики и политики не получили продолжения, а смягчение внутриполитического климата сменилось закручиванием гаек: были приняты меры по пресечению общественных протестов, свободы СМИ и деятельности иностранных и российских неправительственных организаций (НПО), занимавшихся развитием гражданского общества в России.

    Использование в Сирии и, по сообщениям, в других странах Ливии, Центрально-Африканской Республике, Венесуэле наемников явно показывает стремление России снизить военные потери и участие в регионах, лежащих за пределами ее стратегических интересов77. Создается впечатление, что Россия не стремится утвердиться в качестве доминирующего центра силы на Ближнем Востоке78.

    Столь же важно для законодателей признать(хотя у них это вряд ли получится), что народные волнения в соседствующих с Россией странах имеют внутренние предпосылки, а не устроены Америкой. Чтобы осознать эти два пункта, обеим сторонам потребуются четкое взаимопонимание и непрерывный диалог по данным вопросам. Первоочередная задача США в отношении России управление российско-американскими отношениями в ядерной сфере и влиянием кибероружия на сдерживание и стратегическую стабильность. Это особенно важно ввиду перспективы создания мощных программ ядерной модернизации и развития новых технологий (например, сверхзвуковых и кибервооружений), которые могут пошатнуть стратегическое равновесие и повысить угрозу войны.

    С конца холодной войны общий подход США к отношениям с Россией осуществлялся при уверенной поддержке обеих партий. Однако те, кто взял его на вооружение, уделяли мало внимания российской истории, географии, политической и стратегической культуре, а также влиянию этих факторов на отношения Москвы с соседями. Между тем эти соображения так же важны для российской внешней политики, как и для американской. Если будущие администрации хотят улучшить ситуацию, сложившуюся за последние тридцать лет, им не следует пренебрегать факторами, определяющими российскую внутреннюю политику, роль России на мировой арене и ее взаимодействие с США. Но оттепель в российско-американских отношениях вновь оказалась недолгой.

    Реализация этих приоритетов станет весьма непростой задачей для будущих администраций США. Осложняется она тем, что электорат, заинтересованный вболее тесных и устойчивых отношениях США с Россией, в лучшем случае невелик числом, если вообще существует. Более того, в США и за их пределами имеются влиятельные круги, чьи интересы и действия расходятся или вступают впрямое противоречие с работой будущей администрации по достижению этих целей.

    Предложенные действия по меньшей мере могли бы вернуть американской политике черты реализма, благоразумия и сдержанности, сблизить цели политики США в отношении России со средствами их достижения, не допустить дальнейшего ухудшения отношений и создать возможности для сотрудничества в сфере общих интересов. Возможно, эти изменения помогут также избавиться от привычки давать громкие обещания и не выполнять их. 67См. :Конституция Российской Федерации. 12декабря 1993г. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина // Военное столкновение двух держав могло бы иметь глубоко дестабилизирующие идаже катастрофические последствия для всего мира, его безопасности.

    К концу второго срока Буша-младшего отношения вновь достигли самой низкой точки с 1991года. Россия, по словам госсекретаря Кондолизы Райс, вступила на путь изоляции и отставания из-за своей агрессивной внешней политики и устаревшей экономической системы18. В последующее тридцатилетие отношения США и России пережили несколько циклов подъемов и спадов и достигли низшей точки после вторжения России вУкраину в 2014-м и вмешательства в выборы американского президента в 2016 году.

    Маловероятно, что такая позиция России в отношении США, НАТО и Запада вцелом изменится со временем, даже после ухода Владимира Путина из Кремля. Период сближения России с Западом при Горбачеве и Ельцине в 1980-е и 1990-е годы, похоже, был временным отклонением от нескольких канонов российской политической и стратегической культуры, пережившей не один век и целый ряд политических режимов.

    Должностные лица США правомерны в своей критике и опасениях по поводу международной деятельности России, в частности поддержки правых ипопулистских националистических движений, а также авторитарных режимов. Многие из подобных явлений возникли на основе преимущественно местных явлений, таких как волна недовольства элитой, прокатившаяся по еврозоне после 2008года. В некоторых регионах деятельность России затрагивает страны, где уСША есть второстепенные, слабо очерченные интересы или они полностью отсутствуют, а участие США в лучшем случае минимальное. Последние 75лет разработчики внешнеполитического курса США основывали свою стратегию на трех основополагающих предположениях.

    Помимо более реалистичного подхода к российско-американским нормам иправилам международных отношений, Вашингтону следует также давать более трезвую оценку нарушениям Россией норм и правил международных отношений, чтобы не путать ее действия, враждебные американским интересам, сдействительными нарушениями. Чем сильнее Вашингтон размывает границу между этими двумя категориями, тем сложнее Москве будет понять политику США в целом.

    Географические особенности страны, ее самосознание, исторический путь и понимание своей роли в XX веке, казалось, мало что значили для самих россиян, а значит, другие тем более могли не обращать внимания на эти аспекты. Эйфория в США начала 90-х еще сильнее заслонила их важность: ускорялась глобализация, и на первый план вышли свободные рынки, свобода передвижений людей и капитала, быстрая коммуникация, технический прогресс, а также акцент на мягкую силу, а не военную мощь. Где это возможно, США должны стремиться разделить тяжесть противостояния действиям России например, как они это сделали с европейскими союзниками на Балканах, в Африке к югу от Сахары и в Сирии.

    В целом Москва несет львиную долю ответственности за проблемы во взаимоотношениях с Вашингтоном: ее неспособность интегрироваться в трансатлантическую систему безопасности и экономические структуры стала коренной причиной многих споров. Именно Россия вмешалась вамериканские выборы 2016года, присоединила Крым, разрушив сложившуюся после холодной войны структуру безопасности, разжигала сепаратизм на востоке Украины. Российские официальные лица выступали с провокационными заявлениями, оправдывая вмешательство России во внутренние дела соседних государств защитой проживающих там этнических русских.

    В целом российско-американские отношения в годы президентства Трампа развивались по уже привычной схеме подъем спад. В самом начале срока президент Дональд Трамп выражал почти сверхъестественное стремление улучшить отношения с Россией. Как и главы предшествующих администраций США, он попытался перезагрузить их совместно с Путиным по-видимому, не имея для этого предпосылок и руководствуясь в первую очередь соображениями краткосрочной выгоды. Инициатива Трампа натолкнулась на активное сопротивление со стороны его критиков в конгрессе, которые законодательно закрепили расширенный список санкций против России с целью наказать страну за ряд проступков от вмешательства в американские выборы и агрессии против Украины до нарушений прав человека и коррупции.

    С 1991года историческое наследие имперской России и Советского Союза остается одним из ключевых факторов, определяющих внешнюю политику страны. Стремительный распад Организации Варшавского договора и Советского Союза почти не оставлял времени на размышления, переоценку и изменение концепции внешней политики нового российского государства, и в поиске основ оно обратилось к периодам былого величия советской и имперской России, примечательных имперскими завоеваниями.

    Упор Кремля на наследие Второй мировой войны в российском дискурсе Великой Отечественной как на источник законности своей власти стал еще одним основополагающим фактором российской внешней политики. Согласно версии Кремля, решающая роль Советского Союза в победе над нацистской Германией и жертва советского народа (по оценкам, от 20 до 27миллионов убитых и погибших солдат и гражданских лиц) дают России право на особое место в мире и привилегии великой державы. За эту победу и эту жертву СССР получил империю, раскинувшуюся от Курильских островов до Берлина.

    Прочие условия, касающиеся как активных связей бывших советских республик сЕС и НАТОбез возможности членства, так и форм объединения, исключающих участие в организациях, возглавляемых Россией, кажутся гораздо менее жесткими и навязываются с меньшим рвением. Так, в 2013году Россия вынудила Армению отказаться от подписания соглашения об ассоциации с ЕС, но Ереван, предположительно с согласия Москвы, с тех пор подписал соглашение опартнерстве, позволяющее Армении поддерживать активные отношения сЕС63.

    Присоединение Крыма Россией в 2014году стало поворотным моментом американской политики в отношении и России, и Украины. Неприкрытая оккупация части украинской территории; необъявленная война на востоке Украины; массированная антиукраинская пропаганда; катастрофа малазийского боинга, сбитого ракетой класса земля воздух с территории, контролируемой пророссийскими силами, лишь самые вопиющие проявления российской политики. Взрывные волны от этих событий прокатились по всей Европе и США ивызвали массовую поддержку Украины и ее нового правительства, а также народного движения, свергшего предыдущее правительство.

    У Соединенных Штатов не достаточно ни интересов, ни ресурсов, которые могли бы быть противопоставлены главенствующей позиции России в регионе. Предыдущие американские инициативы по состязанию с Россией, особенно через продвижение демократии и защиту прав человека, оказались слишком амбициозными. Поддерживаемые США энергетические коридоры в обход России были экономически рентабельны, но почти не затронули влияния России на ее соседей. Более эффективные подходы к защите интересов США в регионе должны быть основаны на скромных ожиданиях, более прочном равновесии между обязательствами США и их ресурсами, более реалистичном понимании возможностей Америки по продвижению преобразований и более осторожном продвижении американских ценностей. Американское участие, регулируемое спросом, а не предложением, принесло бы лучший результат.

Source: https://carnegie.ru

*

إرسال تعليق (0)
أحدث أقدم